Как я пишу кейс-файлы. Часть первая.

Автор: CindyET

Перевод: A.N.Onym

Дата перевода: август 2003

об авторе

Синди Ди Ивс-Томас (Cindy D. Eves-Thomas) - таково полное имя автора фанфиков, известного в интернете под ником CindyET. Синди - достаточно известный и уважаемый человек в среде икс-филов. Ею написано около полусотни фанфиков самых разных жанров. Настоящий успех ей принесли кейс-файлы - рассказы, написанные в типичном для эпизодов СМ стиле. Ее фанфики получили огромное количество наград, включая такие престижные как Spooky Awards и Highest Admiration Award. Известный рецензент фанфиков - Лара Минз - также не обделяет Синди своим вниманиеи: рассказы Breach of Trust, The Curse of Urticaria, Road's End входят в список ее рекомендаций. Хитами стали умные и тонкие кейсовые фанфики The Bennington Triangle и The Mastodon Diaries. Также Синди заняла 3-е место как Выдающийся автор в Spooky Awards 2002. Вашему вниманию предлагается ее статья, в которой признанный мастер делится своими секретами в написании кейсовый историй.

Я люблю писать кейс-файлы. А кто бы не любил? Ведь каждый из них - это удивительно сложный паззл. Работа над одним кейс-файлом удовлетворяет тебя больше, чем разгадывание сложнейшего кроссворда из "Нью-Йорк Таймс". От начала до конца я участвую в процессе, оспариваю, обдумываю и радуюсь так, как не радовалась бы при других обстоятельствах.

За прошедшие два года я написала 21 фанфик в жанре кейс-файл и в настоящее время работаю над 22-м и 23-м. Благодаря фидбэкам читателей, советам других авторов и нескольким семестрам по курсам творческого подхода к письму в университете, где я работаю, я узнала много новых методов, которые помогают мне делать истории еще лучше.

Параллельно с этой статьей я начну работу и над новым кейс-файлом, чтобы наглядно, шаг за шагом, продемонстрировать вам весь процесс.

С чего я начинаю?

С вопроса. С вопроса Скалли, если быть точной. Я спрашиваю: "Малдер, и это - икс-файл?" 

Паранормальный феномен (или "монстр недели") составляет основной сюжет в обычном, или "классическом" икс-файле. Так что я начинаю с выяснения того, перед каким демоном Малдер и Скалли предстанут на этот раз. Снежный человек, болотное чудище, Джерсийский дьявол, пожиратель печени, сосальщик мозгов, грызун гипоталамуса, гибрид пришельца и человека, клон из открытого космоса...

Н-н-нет. Все это уже было.

Я хочу написать о чем-то уникальном, о чем-то дейсви-и-ительно необычном. О чем-то, что заставит Малдера прищелкнуть языком, а Скалли - вздернуть свою бровь!

К счастью для меня, есть, из чего выбирать.

В тех случаях, когда мне нужна информация о действительно потустороннем существе, я ищу вдохновение в интернете. Есть несколько классных, любимых мною веб-сайтов, посвященных всякой чертовщине. Набор стандартен: фантомы, зомби, ведьмы, внеземные биологические существа и т.д. Я пропускаю все эти страшилки и городские басни и направляюсь к "историям из жизни", которые рассказаны читателями. Сообщения от первоисточника - ну просто золотая жила для меня.

Человек-ящерица в Федеральном агентства чрезвычайных ситуаций. Человек-кролик в Аризоне. Домашние животные - психопаты. Опыт "мара". Спонтанная ненамеренная невидимость человека.

Ну разве это не классные истории?

Я выбираю вот эту: человек-ящерица в Федеральном агентства чрезвычайных ситуаций.

Вот, что говорит очевидец:

"Когда я работал в вашингтонском Госдепартаменте по чрезвычайным ситуациям, я - в 1982 году - посещал курсы радиологической защиты пилотов при тренировочном лагере ФАЧС во Фредриксбурге, штат Мэриленд. И вот, будучи там, я видел Луиса Джуиффреда, кузена Джорджа Буша, который превратился в гигантскую ящерицу".

О-о-о'кей.

Звучит, как отличнейший "монстр недели".

Настало время определить тон моей истории. Она будет юмористической? Или страшной? Про страдания? И как насчет точки зрения? Повествование от первого лица? Или от лица Малдера? Скалли? Может, рассказ от третьего лица? Или попробовать и то, и другое, и третье? Я люблю экспериментировать, а потому попробовала все, и у меня нет любимчиков. Все зависит от паранормального явления или монстра, а мое настроение подскажет тон и точку зрения.

Чутье подсказывает мне, что человек-ящерица из ФАЧС будет хорошо смотреться в сочетании юмора и ужаса. И так как я собираюсь включить несколько сцен с участием монстра, но без Малдера и Скалли, то я выбираю повествования от третьего лица.

Что дальше?

Мне нужны научные данные, чтобы сбалансировать дикие теории Малдера по поводу чешуйчатого ликантропа. Пора вернуться в сеть и снова провести изыскания.

Человек-ящерица? Наука? Вы шутите. Я ввожу в поисковой системе google.com слово "яшерица".

О-о-о, сколько же тут всего! Сайт про "гостиных ящериц" дает мне идею реплик Малдера. То же делает и домашняя страница техасского Общества по сохранению рогатой ящерицы. Они рассказываю о рогатой жабе. Может, этому кейс-файлу присвоить рейтинг NC-17? Нет, не стоит. Я сейчас в настроении просто попугать читателей. Еще немного изысканий - и скоро у меня есть куча информации о ящерицах, их фотографии и какая-то интересная заметка из местных новостей о судебном процессе по охране ящериц в Неваде.

Невада?

Невада вполне сойдет за место действия в моей истории. Малдер и Скалли отправляются в Лас-Вегас!

Сама я живу в Мэне. И никогда не была в Вегасе. Разве это проблема? Нисколько. Я продолжаю поиск в интернете, чтобы выяснить все о флоре и фауне Невады.

Сбор "фонового" материала занимает не так много времени, как вы можете подумать. Через два-четыре часа у меня есть все, что мне нужно. Просматривая файлы, я натыкаюсь на интересные детали о ящерицах, пустыне, Неваде, Вегасе и ФАЧС - все это поможет мне изложить сюжет моей истории. К примеру, вы знали, что ящерицы умеют менять цвет своей окраски под окружающую среду? Благодаря уникальным способностям своей кожи, мой человек-ящерица будет способен скрываться в любой ситуации. Клево. Это делает его по-настоящему скользким врагом.

И тут я вспоминаю человека-мотылька из эпизода "Объезд". Что, похоже? Нет, но упомянуть о нем следует прежде, чем читатель начнет думать: "Эй, вроде бы я это уже видел?" И каждый раз, когда моя история начинает на что-то смахивать, я указываю это как можно более скорее. И самый простой способ представить сюжет со знакомыми элементами - сказать о нем устами Малдера. "Мы это уже видели, Скалли". И тогда можно вкратце вспомнить прошлое дело и провести параллели с новым.

Чтобы ничего не напортачить с деталями эпизодов шоу, я использую транскрипты Карри Кендл (http://www.inimation.com/xfilesgame/transcri.htm). Этот потрясающий ресурс помогает мне с датами, именами персонажей и отрывками диалогов.

Прежде, чем усаживаться за писанину, мне нужно еще кое-что решить. Каким будет "под-сюжет"? Когда Малдер и Скалли столкнуться с этим делом, как оно отразится на них? В конце концов, "Секретные материалы" - это не шоу типа "Облава". Малдер и Скалли не лишены эмоций и не ходят с каменными выражениями лица словно Джо Фрайди или же Билл Гэннон. М. и С. на личном уровне воспринимают те преступления, которые они расследуют. Введение "под-сюжета" как раз и сделает историю более насыщенной.

Дэвид Эманн, сценарист "Секретных материалов", [Примечание переводчика: Дэвид написал эпизоды "Ласковые отношения", "Плохая вода", "Спешка", "Химера", "Заклинание", "Связанный с адом", "Освобождение".] сказал в интервью Cinemascape's The X-Files 2000 Yearbook: "Независимо от того, какой сильной может быть идея сама по себе, структура эпизода должна включать отражение позиции Малдера и Скалли... В конце концов, ведь история - о них". (Или о Скалли и Доггетте, Доггетте и Рейес - если вы желаете писать кейс-файл с новыми героями.)

Я полностью согласна с Эманном и, после чтения его интервью, взяла его совет себе на ум и стала добавлять "под-сюжеты" в мои собственные кейс-файлы.

"Под-сюжет" в истории с человеком-ящерицей из ФАЧС должен быть как-то связан с его способностью изменять цвет кожи. Как вам идея того, что возможность смены внешности будет иметь отношение к желанию Малдера или Скалли что-то исправить в своем телосложении, характере или жизни? Тон истории определит серьезность личной причастности наших героев. Например, в сюжете с юмористическими элементами Малдер может быть недоволен появлением седых волос у себя на голове накануне 40-го дня рождения. И на протяжении всей истории он будет рассуждать о своей внешности, говорить Скалли о проблеме старения, может, даже и о секрете вечной молодости (вроде той серии "Кровавое место", в которой Малдер думал, что пластиковая хирургия сможет изменить форму его носа). Если "под-сюжет" более серьезен, Малдер может хотеть изменить какую-нибудь внутреннюю часть себя: одиночество, самовлюбленность, фанатичность, убежденность в своей правоте, эго, к примеру (как в "Призраках, которые украли Рождество"). Повернем стол и теперь рассмотрим "кризис личности" Скалли. Ее озабоченность может рассматриваться как серьезная и возвышенная. Она, может, по-прежнему хочет быть врачом, как желал ее отец. Или - в более легком ключе - она недовольна своими недлинными ногами или отсутствием голоса. И все это можно связать с темой про ящерицу. А мо-о-ожет она хотела участвовать в шоу-герлз в Лас-Вегасе? Возможно все...

...если Малдер и Скалли остаются Малдером и Скалли. Для меня сохранение героев "в характере" - дело первостепенной важности в написании любого фанфика - будь это пост-эпизод, виньетка или одиночный кейс-файл.

Так как же мне удается точно выписать характеры героев, имея за плечами их восьмилетнюю историю? Ну, я смотрела каждый эпизод шоу, часто перепроверяю транскрипты серий *и* я обращаю много внимания на привычки наших героев, их речь, побуждения.

Каждый фанат знает об инь-ян природе отношений Малдера и Скалли. Он полагается на интуицию, она - на логику. Они начинают каждое дело с противоположных точек зрения - его шестое чувство против ее науки. И все расследование проводят вместе, чтобы разгадать тайну. Они интересуются мнениями друг друга. И они уважают мнения друг друга. Их взаимодействие и диалоги укладываются в общую схему. В конце не так уж и важно, кто был прав, а кто - нет. Оба персонажа вносят вклад в разгадку дела, так что и правы они вдвоем.

Заявление Малдера (в "Полевой поездке") о том, что он прав "примерно в 98,9% случаев" - верно, ведь он склонен к прыжкам в рассуждениях, в то время как Скалли идет своей рациональной дорожкой. В классических кейс-файлах Скалли всегда разделяет успех в раскрытии загадки. Именно ее научный подход к делу бывает полезным в успешном завершении дела.

А теперь я задумываюсь над другим вопросом. Так как у нас есть два героя, то кто кого будет вытаскивать из передряги? Будет ли в опасности жизнь Скалли, и ворвется ли Малдер-Рыцарь-на-белом-коне, чтобы спасти ее от злого человека-ящерицы в последнюю минуту? Или Скалли-Получи-пинок-в-задницу вытащит напарника из огня? А может, человек-ящерица будет угрожать им обоим? Но тогда на сколько серьезны эти его угрозы? Они получат ранения? Психологические травмы? Или и то, и другое? >>>

Продолжение - в следующей статье.

Сайт управляется системой uCoz