Как я пишу кейс-файлы. Часть вторая.

Автор: CindyET

Дата написания: июнь 2001

Перевод: A.N.Onym

Дата перевода: август 2003

в предыдущей части

Синди Ди Ивс-Томас - известный и уважаемый автор фанфиков - делится своими секретами мастерства в написании кейс-файлов. В первой части было рассказано о том, с чего следует начинать придумывать свою собственную историю, где искать вдохновения, как выбрать тон, "точку зрения" и место действия рассказа, что такое "под-сюжет" и какова его важность, как правильно выписать характеры Малдера и Скалли, а также определить, кто из них будет выполнять роль жертвы. Во второй части своего эссе Синди проводит нас в "закулисный мир" фанфиков и продолжает раскрывать тайны своей авторской кухни.

>>> И снова я позволю феномену/монстру повлиять на мой выбор. У мутантов и чудовищ тоже есть причины, и именно эти мотивы определят уровень опасности. Побуждения отрицательного героя могут варьироваться от примитивных (биологическая потребность - к примеру, как у Роба Робертса, мутанта, который пожирал мозги в эпизоде "Голодный") к более сложным (вроде бредовых идей серийного маньяка Лютера Боггса в "За морем"). Если во всем виновата биология чудовища, я объясню его потребность с помощью науки. Если же отрицательный персонаж больше человек, нежели монстр - типа Боггса, - я посещу несколько веб-сайтов, которые дадут мне информацию о серийных убийцах, и тогда я буду знать, что мой монстр будет соответствовать одной из четырех категорий, установленных ФБР. В таком случае я избегаю возможности выглядеть как малознающая идиотка.

Человек-ящерица из ФАЧС все-таки будет в большей степени человеком, а не животным (вспомните Вирджила Инканто - сосателя жира из эпизода "Слишком застенчивый" и его противоположность - человека-червя из "Хозяина"). Пусть человек-ящерица из ФАЧС будет конгрессменом от штата Невада, который имеет способность превращаться в пресмыкающееся. Политик, умеющий менять окраску? Не так уж и необычно, верно? Будет еще лучше, если я смогу придумать научное объяснение его мутации. Но так ли уж необходимо разжевывать все детали в "Секретных материалах"? Они же секретные по определению. Просто должно быть достаточное количество информации, чтобы сделать историю более-менее правдивой. Тем более, нам ведь не сказали, *как* Инканто стал сосателем жира; нам сказали, *почему* он делал то, что делал, и эти разумные побуждения сделали его персонаж более полным. А что касается человека-ящерицы, его мотивы могут быть как биологическими, так и психологическими. Он опасен, ведь он - и рептилия, и политик в одном лице. Гм... хм... этого достаточно? Думаю, сойдет. Вот так я и разрабатываю все детали мотивации моего убийцы.

Как только я выяснила все про моего злодея, а также уточнила "фоновый" материал, пора начинать писать и саму историю. Человек-ящерица из ФАЧС - это классический кейс-файл, который должен быть написан в стандартном формате "Секретных материалов":

"ТИЗЕР". [Примечание переводчика: teaser - "дразнилка", "затравка", интригующий пролог эпизода.] Это то место в истории, где я должна заполучить читателя. Эта часть будет короткой, потому что большинство фанатов любит читать про Малдера и Скалли, а наши герои в "тизере" обычно не присутствуют (за некоторыми исключениями). Я буду стараться быть более объективной, нежели субъективной. Буду концентрироваться на поверхностных деталях и позволю читателю быть немного озадаченным. (Так советует суперавтор фанфиков Дэвид Хирн.) К примеру, "Человек-ящерица из ФАЧС" начнется с того, что мы увидим нормально выглядящего конгрессмена от Невады в номере отеле. Он будет заниматься любовь с прекрасной молодой стажеркой. Закончив с сексом, мистер Конгрессмен превращается в ящерицу и пожирает Прекрасную Леди. Он отползает от кровати и "исчезает" - сливается цветом с дешевым гостиничным ковром. Замаскировавшись таким образом, человек-ящерица ускользает в ночь.

АКТ ПЕРВЫЙ. В первом акте Малдер и Скалли входят в курс дела. (Как они узнают о человеке-ящерице? От Скиннера, от анонимного источника, из выпуска новостей, от заболевшего друга, из собственного опыта?) И обсуждаются первые проблемы. (Сколько жизней находятся в опасности? Кто именно в опасности? Малдер боится ящериц? Скалли хочет ботиночки из кожи рептилии? Первый акт - самое время, чтобы ввести "под-сюжет".) Это та часть, в которой читатель узнает кто, что, когда и где. Думаю, как раз пора все это предвестить. Нет ничего более раздражающего, чем концовки в стиле Перри Мейсона, когда неизвестно откуда в последней сцене фильма появляется свидетель с важной уликой. Я хочу подготовить читателя к концу прежде, чем они к нему доберутся.

АКТ ВТОРОЙ. Во втором акте нарастает темп повествования и ярче выражается конфликт (обычно происходит еще одно убийство), появляются первые намеки на разгадку (Малдер находит коготь рептилии, Скалли находит на теле следы слюны, принадлежащей какой-нибудь хламидозаурус кингии), и продвигаются вперед сам сюжет и "под-сюжет". Малдер озвучивает свои теории, Скалли прочитывает научную лекцию; они работают вместе и отдельно: вскрывают трупы, опрашивают свидетелей, ищут всякие факты. Читателю даются намеки того, как Малдер и Скалли близко подобрались к врагу.

АКТ ТРЕТИЙ. В третьем акте темп и напряженность повествования достигают апогея (может, Скалли похищают, а Малдеру угрожают?) И, наконец, наступает кульминация (у человека-ящерицы, кажется, есть покровители, и как наши герои выйдут из этой ситуации?), а затем - пора кончать с эти делом (как М. и С. найдут и захватят/уничтожат их врага, чтобы сохранить свою высокую, 75-процентную норму по раскрываемости дел в Бюро?)

ЭПИЛОГ. Последнее по порядку, но не последнее по значимости дело - рассмотреть это расследование в перспективе. М. и С. делятся заключительными мыслями, и, возможно, мне захочется подразнить читателя с идеей того, что убийца вовсе даже и не мертв.

В сериале мы мало чего узнаем из эпилога. Крис Картер предпочитает оставлять свои истории с открытыми концами и малопоясненными. Однако я обнаружила, что когда пытаюсь сделать то же самое в фанфиках, приходят жалобы. После того, как я закончила писать мою первую историю, мне сказали, что финал был неясным и скомканным. Теперь я иду против этого принципа "Секретных материалов" и делаю однозначные концовки, связывая все детали и не оставляя никаких свободных сюжетных нитей - словно пишу традиционную таинственную историю, а не Икс-Файл.

Став более опытной в письме, я узнала и другой полезный урок - из истории нужно выкинуть все ненужные детали. Теперь я без жалости вырубаю все те сцены, диалоги и подробности, которые никак не способствуют развитию истории и никак не влияют на сюжет или "под-сюжет". Также я выбираю метафоры, сравнения и даже диалоги, которые вязнут в истории. У всех действий и описаний должны быть причины. И здесь нет места чему-то постороннему.

Мой последний шаг перед отправкой рассказа - обращение за помощью к уважаемому бета-ридеру. Лучше даже к нескольким. Некоторые из них - эксперты по корректуре - найдут каждую опечатку и грамматическую ошибку. Другие - превосходные редакторы, которые обратят внимания на путаные предложения, неверно выписанный образ персонажа, пропущенные сцены, лишнюю информацию и т.д. Честный бета-ридер будет стоить подороже куска золота. Мне повезло знать таких и я бы хотела воспользоваться случаем и поблагодарить их за те часы, которые они провели, вычитывая мои корявые истории. Это и авторы, и бета-ридеры Дэвид Хирн, Брэндон Рэй, Мэри-Бет Чеплински. Я преклоняюсь перед их орлиными глазами.

Вот и все мои советы. На данный момент. Я сама все еще учусь, так что не исключено, что несколько пунктов я пропустила.

Как всегда, я рада любым советам и вашим перлам. Шлите сюда cindyet@tdstelme.net

С виртуальными объятьями, Синди И-Ти.

27 июня 2001 года. (Поздравляю с Днем рождения моего "технического советника" - мужа и лучшего друга. Его неоценимая поддержка позволяет мне расти как автору и человеку.)

Сайт управляется системой uCoz